РОСФИНКОМ

Участие в заседании круглого стола в Государственной Думе

 

9 июня 2011 года в Государственной Думе Российской Федерации прошел парламентский круглый стол на тему «Законодательное обеспечение создания международного финансового центра в России».


В Круглом столе приняли участие: Анатолий Аксаков, член Комитета по финансовому рынку, Президент Ассоциации «Россия»; Сергей Швецов, заместитель Председателя Банка России; Александр Синенко, статс-секретарь ФСФР; Павел Самиев, заместитель генерального директора Рейтингового агентства "Эксперт РА"; Яков Миркин, председатель Комитета по финансовому рынку ТПП; Дмитрий Дмитриев, Исполнительный директор РОССВИФТ.

«Создание Международного финансового центра (МФЦ) не является самоцелью, все должны почувствовать положительные результаты, в том числе и частные инвесторы, и рядовые граждане»,- заявил депутат Госдумы, Президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков.

По словам г-на Аксакова, формирование международного финансового центра должно подразумевать не только организацию соответствующей инфраструктуры в Москве и привлечение инвесторов, но и изменения в самых отдаленных точках нашей страны. Создание МФЦ - это вполне реализуемая идея, если будет политическая воля и законодательная база, - считает глава Ассоциации "Россия".

Он отметил, что кризис продемонстрировал необходимость системной работы с финансовым сектором в целом. “На мой взгляд, в качестве элементов финансовой системы страны нужно рассматривать и фондовый рынок, и банки, и страхование, и бюджет”, - подчеркнул Анатолий Аксаков.

Чтобы способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата, нужно отменить налог на доходы, полученные гражданами от продажи акций и других ценных бумаг, если они владели этими бумагами более года.

Необходимо также принять закон, который позволит банкам отказывать в открытии счета сомнительным клиентам, - считает глава Ассоциации “Россия”.

В числе законов, которые нужно принять в ближайшее время, Анатолий Аксаков упомянул, в частности, закон об электронном документообороте, снятии с банков функции кассового контроля, законы о секьюритизации, о проектном финансировании, а также изменения в законодательство, касающиеся синдицированного кредитования.

В рамках создания МФЦ следует обеспечить условия для увеличения количества эмитентов и инвесторов. Нужно стимулировать открытые акционерные общества выходить на фондовый рынок, а закрытые - преобразовываться в ОАО или переходить в другие формы собственности, например, в общества с ограниченной ответственностью, - сообщил Анатолий Аксаков.

При формировании Международного финансового центра законодатели должны заботиться, прежде всего, об интересах национальных инвесторов, ФСФР также необходимо уделять этому основное внимание. Об этом заявил Сергей Швецов, заместитель Председателя Банка России.

Комментируя ход работы по подготовке законодательной базы для создания МФЦ, Сергей Швецов сказал: “Мы научились составлять планы, но вот с исполнением у нас проблема. Стоящие сегодня на повестке дня законы обсуждаются уже по несколько лет”. В качестве примера он привел закон о центральном депозитарии.

По оценке заместителя председателя Банка России, причина такой задержки с принятием закона о центральном депозитарии понятна: он поменяет сложившиеся структуры распределения бизнеса, при этом компенсации потерь, которые понесут участники рынка, никуда не заложены. Сергей Швецов выразил надежду на то, что политическое решение по этому закону будет, и его примут.

Он также высказал мнение о том, что существующая система распределения полномочий между ведомствами, участвующими в законотворческой деятельности, неэффективна. Нужно взять опыт иностранных коллег и оставить за министерствами задачи по формированию технического задания, а функцию написания законов передать юридическим фирмам, выбранным с помощью тендера, - считает Сергей Швецов.

В заключение он отметил, что для создания МФЦ необходимы не только законы, но и низкая инфляция, достойная национальная валюта, хорошие дороги и образование. Банк России давно предлагает создать в последних трех классах средней школы курс финансовой грамотности, однако Минобразования пока дает отрицательное заключение по этой инициативе, -  сообщил Сергей Швецов.

Определение Международного финансового центра можно дать так – это когда инвесторам и другим участникам рынка удобно и надежно. Если мы предоставим национальному инвестору удобный и надежный сервис, то сформируем основные условия для создания МФЦ, -  высказал свое мнение статс-секретарь, заместитель руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам России Александр Синенко.

Он рассказал, что уже сделано и что еще предстоит сделать для развития МФЦ с точки зрения законопроектов.

В первую очередь, необходимы удобство и надежность инфраструктуры. Для решения этой задачи принят закон о клиринге и клиринговой деятельности, который вводит современные передовые институты определенных гарантий, четко регламентирует права и обязанности всех участников расчетов на организованных рынках.

Закон о биржах и организованных торгах принят в 1 чтении. Сейчас идет его концептуальная проработка. По мнению Александра Синенко, не за горами решение проблемы Центрального депозитария.

«Можно похвастаться законодательными достижениями в повышении емкости внутреннего рынка и создании нового инструментария для инвесторов», – сообщил статс-секретарь ФСФР. И привел в пример изменения в законе о рынке ценных бумаг и налоговом кодексе, которые демонстрируют реальную пользу для развития рынка. Он напомнил, что был очень подробно урегулирован правовой режим сделок РЕПО, внесена ясность по инструментам срочного рынка, правам, обязанностям и гарантиям участников этого рынка.

По мнению Александра Синенко, внесение изменений в налоговое законодательство - очень важный шаг для облегчения работы участников финансового рынка. До поправок в НК ситуация была близка к хаосу, были чрезвычайно велики риски; сейчас процесс налогообложения прозрачен, логичен, удобен, понятен для всех.

Реализован законопроект о российских депозитарных расписках. Он дает прямой допуск иностранных ценных бумаг в РФ. Этот проект нуждается в конкретном продвижении.

Вступила в силу поправка, связанная с упрощением раскрытия информации. Она позволяет небольшим акционерным обществам, не превышающим 500 человек, принять решение на Общем собрании и освободить себя от излишнего избыточного раскрытия информации.

Большие надежды ФСФР возлагает на законопроект об ответственности членов органов управления хозяйствующих обществ. Его основная идея - построить такую систему, которая бы заставляла членов советов директоров и членов правления работать профессионально и добросовестно. Если этого не будет, возникают риски предъявления исков о возмещении убытков акционерам или ОАО.

Что предстоит сделать?

В первом чтении Госдумой приняты законы о секьюритизации и о биржевых фондах. Предстоит принять законы о технических эмиссиях (упрощает вопросы, связанные с изменением прав на ценные бумаги, реорганизационными процессами при слияниях и поглощениях); законопроект о защите прав облигационеров; законопроект о пруденциальном надзоре участников рынка ценных бумаг; законопроекты, связанные с упрощением и реформированием приобретения крупных пакетов акций.

«Если реализуем эти задачи для нашего внутреннего инвестора, то иностранцы подтянутся», - резюмировал Александр Синенко.

 




↑ вверх